САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ АРХИВА
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
СПбФ АРАН
book-logo
К 270-летию со дня рождения Петра Симона Палласа и 200-летию выхода в свет «Zoographia Rosso-Asiatica»
Абайдулова А.Г. В 2011 году исполняется 200 лет со дня выхода в свет первых двух частей последнего, знаменитого труда П.С. Палласа «Zoographia Rosso-Asiatica». Запутанная история этого сочинения известна нам, прежде всего, благодаря академику К.М. Бэру, трудами которого это издание пришло к завершению и увидело свет. В 1811 г. уже незадолго до своей кончины П.С. Паллас получил лишь оттиск текста первых двух частей своего труда - описания млекопитающих и птиц, и только несколько листов третьей части с описанием холоднокровных, датой опубликования которой считается сейчас 1814 год. В силу различных причин, объясненных К.М. Бэром в его «Отчете о Zoographia Rosso-Asiatica Палласа», иллюстрации к «Zoographia Rosso-Asiatica» появились значительно позже текста. 6 выпусков иллюстраций вышли в 1834-1842 гг. под названием «Icones ad Zoographiam Rosso-Asiaticam». В них вошли 48 гравюр, отобранных К.М. Бэром. К настоящему времени опубликовано лишь около одной пятой от общего количества сохранившихся иллюстраций. Основной комплекс рисунков и гравюр к «Zoographia Rosso-Asiatica», которые так и не были опубликованы, хранится в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН в фонде К.М. Бэра (изображения млекопитающих, птиц и холоднокровных) и в фонде Ф.Ф. Брандта (изображения рыб). Всего в настоящий момент выявлено около 400 листов иллюстраций к 208 описаниям. Рисунки и гравюры имеют различное происхождение, сюда относятся как материалы экспедиций самого П.С. Палласа и других ученых, так и иллюстрации к сочинениям П.С. Палласа, рисунки Х.Г.Г. Гейслера и др. Судьба рисунков сложилась по разному. Самую сложную историю имеют рисунки к первым двум частям «Zoographia» - изображения млекопитающих и птиц. Они дважды пересекали границу России, некоторые из них были заложены и потом выкуплены из залога, сотрудник П.С. Палласа, художник и гравёр Христиан Гейслер неоднократно приступал к работе над ними, поэтому большинство этих иллюстраций имеется в нескольких экземплярах. Что касается рисунков холоднокровных, то почти все они имеются в одном экземпляре. В начале 1810 г., перед отъездом П.С. Палласа в Германию текст III части и рисунки к ней были присланы им в Академию, в которой они хранились и хранятся по сей день. Рисунки несут на себе многочисленные пометы, часто это автографы самого П.С. Палласа, К.М. Бэра, В.Г. Тилезиуса фон Тиленау. Пометы, как правило, содержат указания об изменении размера ро и для истории зоологии, а также для изучения русской научной иллюстрации.
ФайлАннотация документа
I. Иллюстрации к «Zoographia Rosso-Asiatica». «Zoographia Rosso-Asiatica». Титульный лист. В СПФ АРАН хранится экземпляр I тома с правкой К.М. Бэра. Ф. 129. Оп. 1. Д. 132. Л. 3.
«Felis Manul». Х.Г.Г. Гейслер. Раскрашенная гравюра. [1806–1811] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 762. Л. 3. Христиан Готтфрид Генрих Гейслер - сотрудник П.С. Палласа и художник, чье искусство П.С. Паллас высоко ценил. Именно Х.Г.Г. Гейслеру было, по желанию П.С. Палласа, поручено изготовление иллюстраций для «Zoographia Rosso-Asiatica» и в 1806 г. ему были отосланы необходимые материалы. Однако, Х.Г.Г. Гейслер не оправдал доверия Академии: из-за тягот военного времени он был вынужден заложить уже награвированные медные доски, связь с ним прервалась, и возобновилась только в 1817 г. В 1830 г. К.М. Бэр был командирован в Лейпциг и Берлин, и ему удалось вернуть в Петербург рисунки, гравюры и некоторые доски.
«Equus hemionus». Х.Г.Г. Гейслер. Акварель, тушь. [1818–1820] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 761. Л. 69. Иллюстрация принадлежит к комплексу рисунков, выполненных Х.Г.Г. Гейслером в Лейпциге между 1818 и 1820 гг. Большинство этих рисунков несут на себе карандашные пометы В.Г. Тилезиуса фон Тиленау, которому было поручено проверять их.
«Anser hyperboreus». Л.А. Воронин. Акварель. 1785–1794 гг. СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 136. Л. 45. Один из нескольких листов, подписанных Лукой Алексеевичем Ворониным, художником экспедиции И.И. Биллингса — Г.А. Сарычева. Преимущественно это изображения морских птиц.
«Tetrao tetrix». К.Ф. Кнаппе. Акварель. [1774–1805] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 136. Л. 28. Один из нескольких листов, подписанных Карлом Фридрихом Кнаппе. К.Ф. Кнаппе, академик и советник Академии художеств, руководитель академического класса живописи зверей и птиц, известен прежде всего своими иллюстрациями к труду П.С. Палласа «Flora Rossica». Однако, среди рисунков птиц к «Zoographia Rosso-Asiatica» имеется несколько, выполненных им.
«Falco vespertinus». К. Гиллер. Акварель. [1767–1780] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 135. Л. 19. К. Гиллер — один из художников, иллюстрировавших сочинение П.С. Палласа «Spicilegia Zoologica». Вероятно, рисунок был сделан при подготовке иллюстраций к этому сочинению.
«Aegoceros Ibex». Гравюра. 1776 г. СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 761. Л. 47. Иллюстрация из XI выпуска «Spicilegia Zoologica» (Берлин, 1776. Tab. III).
«Parus cyanus. Parus palustris». Акварель. [1832–1843] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 135. Л. 87. Один из рисунков, предположительно выполненных при подготовке к изданию «Icones ad Zoographiam Rosso-Asiaticam».
«Rana cachinnans». Ф.Л. Леман. Гравюра. [1833–1834] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 760. Л. 82. Иллюстрация из третьего выпуска «Icones ad Zoographiam Rosso-Asiaticam». Фридрих Леонгард Леман — гравёр, которого К.М. Бэр привлек к изготовлению иллюстраций для «Zoographia Rosso-Asiatica» в Кёнигсберге.
«Salmo fluviatilis». Акварель. [XVIII в.] СПФ АРАН. Ф. 51. Оп. 1. Д. 114. Л. 14. Иллюстрация к III части «Zoographia Rosso-Asiatica», содержащей описания холоднокровных.
Ряды иллюстраций: Ко многим описаниям животных и птиц из «Zoographia Rosso-Asiatica» сохранилось по несколько вариантов рисунков и гравюр, по которым можно проследить последовательность работы. Так для некоторых описаний сохранились оригинальный рисунок (иногда не один вариант), рисунок, подготовленный для гравирования, нераскрашенная и раскрашенная гравюры. 1. «Stryx barbata». Акварель. [XVIII в.]. СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 135. Л. 4.
2. «Stryx barbata» Х.Г.Г. Гейслер. Гравюра, частично раскрашена. [1806–1811] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 135. Л. 5.
3. «Stryx barbata» Х.Г.Г. Гейслер. Акварель. [1818–1820] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 135. Л. 6.
4. «Stryx barbata» Ф.Л. Леман. Гравюра. [1833–1834] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 136. Л. 87. Иллюстрация из третьего выпуска «Icones ad Zoographiam Rosso-Asiaticam».
5. «Stryx barbata» Ф.Л. Леман. Раскрашенная гравюра. [1833–1834] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 135. Л. 7. Иллюстрация из третьего выпуска «Icones ad Zoographiam Rosso-Asiaticam».
1. «Rosmarus arcticus». Акварель. XVIII в. СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 761. Л. 75.
2. «Rosmarus arcticus». Акварель. XVIII в. СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 761. Л. 78.
3. «Rosmarus arcticus». Акварель. [XVIII в.] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 761. Л.76. Копия рисунка на л. 75.
4. «Rosmarus arcticus». Х.Г.Г. Гейслер. Раскрашенная гравюра. [1806–1811] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 762. Л. 15.
5. «Rosmarus arcticus». Х.Г.Г. Гейслер. Раскрашенная гравюра. [1806–1811] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 762. Л. 16.
6. «Rosmarus arcticus». Х.Г.Г. Гейслер. Акварель. [1818–1820] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 761. Л. 74.
7. «Rosmarus arcticus». Х.Г.Г. Гейслер. Акварель. [1818–1820] СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 761. Л. 77.
8. «Rosmarus arcticus». Ф.Л. Леман. Гравюра. 1832 г. СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 141. Л. 49. Пробный оттиск, приложен к письму К.М. Бэра к П.Н. Фусу из Кёнигсберга от 16 декабря 1832 г. Эта гравюра была опубликована во втором выпуске «Icones ad Zoographiam Rosso-Asiaticam».
Виньетка для титульного листа «Zoographia Rosso-Asiatica». Д.Р. Ничманн. Акварель. Не позднее 1783 г. СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 140. Л. 15. Документ, свидетельствующий о том, что П.С. Паллас многие годы обдумывал свой фундаментальный труд. Давид Ренатус Ничманн, художник и сотрудник П.С. Палласа, скончался еще в 1783 г., однако, ему принадлежит виньетка для титульного листа будущей книги.
II. Документы Х.Г.Г. Гейслер. Письмо к непременному секретарю Академии наук Н.И. Фусу. 1808, 28 января. Автограф. СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 140. Л. 41–41 об. Х.Г.Г. Гейслер сообщает Н.И. Фусу, что получил его письма, и что в соответствии с требованием Академии усердно продолжил начатую работу, что в настоящее время готовы 15 медных досок, превосходящих по качеству первые две пробные доски, и что он отправил бы пробные оттиски, но страшится чрезмерных почтовых расходов и ждет поэтому специальных распоряжений. Кроме того, Х.Г.Г. Гейслер желал бы через посредство непременного секретаря предложить Академии издание ботанического сочинения П.С. Палласа, хранящееся у него, и сообщает, что готов безвозмездно переделать некоторые не очень удачные иллюстрации к этому сочинению.
П.С. Паллас. Письмо к непременному секретарю Академии наук Н.И. Фусу. 1811, 28 апреля. Автограф. СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 140. Л. 105. П.С. Паллас в ожидании продления отпуска посылает в Академию сертификат о своей болезни, полученный у врача, а также сообщает, что Х.Г.Г. Гейслер почти каждую неделю просит его выхлопотать ему у Академии аванс за его работу, и что семья его в большой нужде.
Лист последнего письма П.С. Палласа в Академию наук Н.И. Фусу. Текст письма написан чужой рукой, собственноручная подпись П.С. Палласа. 1811, 6 сентября. СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 140. Л. 116 об. П.С. Паллас, тяжело больной, пишет с уверенностью, что с постели ему уже не подняться. Он обращается к Н.И. Фусу с «последней просьбой» — оказать покровительство его дочери после его смерти, а также излагает свои соображения о подготовке к изданию «Zoographia Rosso-Asiatica». П.С. Паллас пишет, что в своей работе он дошел до описаний насекомых и беспозвоночных. 3 готовые части своего сочинения он оставит своей дочери, но поскольку она не в состоянии будет заботиться об иллюминовании оттисков, он просит поручить это Х.Г.Г. Гейслеру и проследить, чтобы Академия оплатила его работу. Также П.С. Паллас пишет, что черновой текст части, посвященной беспозвоночным, вместе с относящимися к ней натуралиями лежит в запечатанном ящике, который П.С. Паллас адресует В.Г. Тилезиусу, обещавшему подготовить эти материалы к изданию вместе со своими.
К.М. Бэр. Письмо к П. Н. Фусу. 1830, 16 мая. Автограф. СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 141. Л. 1–1 об. К.М. Бэр пишет о своем скором отъезде в Кенигсберг и Лейпциг для выяснения обстоятельств задержки Х.Г.Г. Гейслером иллюстраций к «Zoographia Rosso-Asiatica», а также сообщает, что считает целесообразным взять с собой имеющиеся в Академии документы, касающиеся «наследства Палласа». Опубл.: Письма Карла Бэра ученым Петербурга / Сост. Т.А. Лукина. – Л.: Наука, 1976. – С. 142–143.
К.М. Бэр. Письмо к П. Н. Фусу. 1833, 10–19 января. Автограф. Первый и последний листы. СПФ АРАН. Ф. 129. Оп. 1. Д. 141. Л. 50, 53. В письме К.М. Бэр, среди прочего, пишет о подготовке гравюр для «Icones ad Zoographiam Rosso-Asiaticam» и подробно излагает свои предложения по их оформлению и изданию. Опубл.: Письма Карла Бэра ученым Петербурга / Сост. Т.А. Лукина. – Л.: Наука, 1976. – С. 173–177.