САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ АРХИВА
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
СПбФ АРАН
book-logo
Портрет академика Я.И. Бередникова
Неизвестный художник. Портрет Я. И. Бередникова (1793‒1854). Не ранее 17 ноября 1853 г. Холст, масло. СПбФ АРАН. Р. X. Оп. 1-Б. Д. 146. Л. 1 В октябре 1926 г. в Академию наук были переданы старопечатные и рукописные книги из библиотеки и архива Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, закрытого по решению советских властей. Вместе с книгами поступил и портрет уроженца Тихвина, академика Я. И. Бередникова (1793‒1854). Яков Иванович Бередников, историк и археограф, в октябре 1841 г. вошел в состав Отделения русского языка и словесности (ОРЯС) АН, специально образованного для исследования языка, истории и литературы русского и других славянских народов. К тому времени Я. И. Бередников уже проявил себя в археографических работах, а в академии занялся изданием "Словаря церковно-славянского и русского языка" и "Общесравнительной грамматики русского языка и областного великорусского языка". За время службы на научном поприще он неоднократно награждался орденами «за ревностную службу и отличные труды» и постепенно повышался в чинах. Портрет не имеет даты, однако его можно попытаться датировать. На шейной ленте Я. И. Бередникова прописан крест ордена Св. Владимира 3ст.; им отмечали «за военные и гражданские заслуги» чиновников не ниже 5 класса. Согласно формулярному списку, Я. И. Бередников получил Владимира 3 ст. 17 ноября 1853 г. - к этому времени он уже носил чин статского советника (как раз 5 класс по Табели о рангах). Значит, можно предположить, что портрет был создан не ранее ноября 1853 г. Дополнительную характеристику образу дают прическа и одежда. Цвет и покрой мундира говорят о месте службы портретируемого. Мундирный темно-синий фрак с темно-синим воротником и золочеными пуговицами в два ряда носили чиновники Министерства народного просвещения (в чьем подчинении находилась Академия наук). Темный жилет в тон показывает, что работа над портретом велась в зимнее время - летом следовало надевать «жилет из белого тканья однобортный с обтянутыми пуговицами». Таким образом, цвет жилета косвенно подтверждает предположительную датировку картины: осень 1853 - зима 1854 г. (следующий зимний сезон исключается, т.к. Бередников умер в сентябре 1854 г.). Герой портрета гладко выбрит, что также выдает в нем человека чиновного. Гражданский мундир в николаевскую эпоху вообще считался несовместимым с наличием бороды и даже усов. Следует заметить, что прическа Бередникова выглядит старомодно для начала 1850-х гг.: такие напомаженные и закрученные на папильотки волосы носили в конце 1830‒начале 1840-х гг. Очевидно, наш ученый был человеком консервативным, не гнался за модой, был скромен, избегал шумных собраний, что подтверждают воспоминания его родственников и друзей. Портрет академика Я. И. Бередникова рисует нам образ типичного служащего середины XIX в., который вполне мог «исчезнуть никем не узнанный и не совершивший ничего памятного, если бы не случайный жизненный оборот» и... чудом сохранившееся изображение. О судьбе ученого см. подробнее статью «Действительный член Академии наук Я.И. Бередников (1841-1854 гг.) ». Е. Н. Груздева, О. А. Кирикова